МКОУ "Ярагказмалярская СОШ им.М.Ярагского"
С.Яраг-Казмаляр
  • История села

    ЯРАГ И ЯРАГЦЫ

    (краткий исторический очерк)

    Пожалуй, трудно найти в Дагестане село, которое постоянно располагалось бы на одном и том же месте. Практически все старые сёла меняли своё местонахождение, а некоторые – и по несколько раз. При этом, не зависимо от таких переселений, жители таких сёл, как правило, сохраняют чувство своей общности и передают его из поколения в поколение. В этом смысле история любого села – это история его жителей.

    К таким историям относится и история ярагцев. Она началась в древности, когда на одном из выступов Самурского хребта в восточной его части обосновались люди и образовали село под названием Яраг (по-лезгински – «Ярагъ»). Вероятно, от этого села образовалось отселок, расположившийся чуть ниже и восточнее от него. В результате на отрогах Самурского хребта образовались два села – Верхний Яраг (по-лезгински – «Вини Ярагъ») и Нижний Яраг (по-лезгински – «Агъа Ярагъ»), в русской литературе XIX века получившие названия «Юхари-Яраг» и «Ашага-Яраг» соответственно («юхари» в тюркских языках означает «верхний», а «ашага» – «нижний»).

    Происхождение названия «Ярагъ» до сих пор историками и лингвистами достоверно не выяснено. В современной литературе встречаются две версии этимологии этого названия. Но обе они рассыпаются при проверке их на соответствие правилам лезгинского языка и историческим фактам.

    Первая версия гласит, что название «Ярагъ» происходит от слова «яракь» (оружие). В подтверждение её приводится довод, что в старину в Яраге изготавливали оружие. Хоть и есть достоверные сведения о том, что Верхний Яраг был известным местом изготовления оружия, у этой версии есть два недостатка. Во-первых, слово «яракь» происходит от тюркского слова «yarag», а село Яраг было известно ещё до нашествия тюрков на Кавказ в конце XI века н.э. Во-вторых, это тюркское слово вошло в лезгинский язык как слово «яракь» и, соответственно, было бы странно, если это же слово в случае названия села изменило было свою фонетику и стало бы словом «ярагъ».

    Вторая версия происхождения названия «Ярагъ», имеющаяся в литературе, связана с выражением «яру раг» (красный утёс). При этом её сторонники ссылаются на то, что рядом с селом Верхний Яраг, чуть ниже него расположено место, где люди издревле добывают красную огнеупорную глину, из которой сооружают лезгинские печи для выпечки хлеба. Однако из этого выражения «яру раг» по правилам склонения существительных в лезгинском языке может получиться выражение в виде «яру-раг-ал» (на красном утёсе), но никак не выражение в форме «яру-рагъ-дал», соответствующей названию села «Ярагъ».

    Как мне кажется, происхождение названия этого села имеет другое объяснение, вытекающее из лексики лезгинского языка. В ней есть слово «яргъи», имеющее значение как русского слова «длинный», так и русского слова «высокий». Если отбросить от него окончание «-и», характерное для образования в лезгинском языке имен прилагательных от имен существительных, то получится слово «яргъ-», имевшее в древности у лезгин, вероятно, смысл русских слов «длина» и «высота» Больше в современном лезгинском языке нет слов, структура которых состояла бы из согласных звуков Й-Р-Гъ, соответствующей структуре названия «Йарагъ». Но полагаю, что слово «регъ/рягъ» (гребень) близко по происхождению к слову «яргъ-» (высокий) и образовалось из слова «йарегъ/йарягъ» путем отбрасывания первого слога, как образовалось лезгинское слово «рагъ» (солнце) от слова «вирагъ» путём отбрасывания первого слога (в близких к лезгинскому языку будухском и крызском языках до сих пор солнце обозначают словом «ви-рагъ»). Одинаковость склонения слов «рагъ» (солнце) и «регъ/рягъ» (гребень), вероятно, свидетельствует о том, что слово «регъ/рягъ» (гребень) образовалось путём отбрасывания первого слога своей изначальной формы, как и слово «рагъ» (солнце).

    Эти рассуждения о словах «яргъи» (высокий) и «регъ/рягъ» позволяют допустить, что слово «ярагъ» по своему смыслу в прошлом было близко к русским словам «выступ» и «гребень».

    Об этом же свидетельствует форма склонения названия «Ярагъ». Когда направляющемуся в село «Ярагъ» лезгину задают вопрос: «Гьиниз физва?» (Куда идешь?), он отвечает: «Ярагъ-дал», что буквально означает «На Яраг». Такое склонение названия свидетельствует о том, что оно по своему смыслу означает нечто, на что человек встает, поднимается.

    Село Яраг изначально образовалось на выступе, возвышающемся над окрестностями, и это объясняет, почему древние лезгины, заселившие это место, дали своему селу название «Ярагъ», если допустить, что слово «ярагъ» в прошлом у лезгин имел смысл, близкий к смыслу русских слов «выступ» и «гребень».

    Очевидна, такая древняя форма названия села свидетельствует о возникновении села с таким именем в глубокой древности.

    В последующем, в Средние века через Верхний Яраг проходил Великий шелковый путь, что превратило село в торговый центр на востоке Кавказа. В воскресные дни ещё долго после прекращения функционирования этого пути в Верхнем Яраге работал базар, куда стекались купцы из Ахтов, Кураха, Дербента, Кизляра, Кубы и других торговых центров близлежащих регионов.

    Вновь особое значение для лезгин село Верхний Яраг обрело после захвата Кавказа Российской империей. Это случилось в начале XIX века. В 1812 году царские власти учредили ханство в исторической области Кюра, которая никогда раньше не знала такой единоличной формы правления. В состав этого ханства вошло село Верхний Яраг.

    Столкнувшись с реалиями правления Кюрой назначенного царём хана, кюринцы, привыкшие веками объединяться в «свободные общества», начали искать противоядие колониальной политике царских ставленников.

    К этому времени в селе функционировало медресе под руководством Магомеда, сына Исмаила, который в дальнейшем в исторической литературе станет известным под именем Магомед Ярагский. Это он в середине 20-х годов XIX века разработал свое учение о «свободном человеке», послужившее в дальнейшем катализатором борьбы с колониальной политикой царских властей на Кавказе. Обращаясь к своим последователям, он так сформулировал главные два тезиса своего учения: «Первой заповедью веры наших отцов, нашим высшим благом всегда была свобода. Первым вашим пожеланием должна быть свобода, последним – ненависть к неверным».

    Слушать Магомеда Ярагского в Верхний Яраг приезжали люди со всего Северного Кавказа, его учение о «свободном человеке» стало для горцев идеологической основой их антиколониальной борьбы, в литературе называемой Кавказской войной.

    В ходе этой войны, когда его основные действия переместились из лезгинских гор на север, в селении Верхний Яраг осел Кюринский хан Юсуф. Случилось это в 40-х годах XIX века. Тогда резиденция Кюринского хана находилась в Курахе. Став правителем Кюры, Юсуф-хан начал искать место для ещё одной, новой резиденции для себя, так как Курах для этих целей в полной мере его не устраивал. Он отравил своих представителей для выбора такого места. Они ему предложили список из пяти сёл. Осмотрев все эти сёла, хан свой выбор остановил на Верхнем Яраге, входившем в этот список.

    Так в конце 40-х годов XIX века в Верхнем Яраге появилась резиденция хана Кюры. Старая резиденция тоже продолжала функционировать, но Юсуф-хан особе не любил место её нахождения, он перевёз всю свою семью в Верхний Яраг и практически безвылазно жил в этом селе, иногда наведываясь в Курах.

    Ставшее фактической столицей Кюринского ханства село Верхний Яраг в декабре 1856 года посетили два друга – Етим Эмин и Гасан Алкадарский.

    Е. Эмин оказался в этом селе, имея желание продолжить свою учёбу в медресе Исмаил-эфенди. Здесь прошли его юношеские годы, его становление как личности и поэта. Вероятно, ярагцы были первыми слушателями Эмина как публичного поэта, ставшего в последующем основоположником лезгинской литературы.

    Будущий основоположник дагестанской историографии Г. Алкадарский прибыл в это село, чтобы стать секретарем канцелярии хана и учителем его детей. Жил и работал он в Верхнем Яраге около восьми лет, здесь он вторично женился (после смерти первой жены) на ярагской девушке.

    В самом начале 60-х годов XIX века в Кюре начались волнения, спровоцированные тем, что подросшие 8 сыновей хана (у правителя было четыре жены) начали отнимать у кюринских крестьян земли и присваивать их себе. Слухи об этом дошли до тогдашнего генерал-губернатора Меликова, находившегося в Темир-Хан-Шуре. При таких обстоятельствах Юсуф-хан вынужден был согласиться с упразднением ханства и 1(13) сентября 1862 года ушел в «двухгодичный отпуск» для посещения Лондона и Парижа, а затем Мекки. На следующий день после ухода хана в «отпуск» царскими властями без формального упразднения ханства была создана в Верхнем Яраге для управления Кюрой «временная администрация» во главе с майором царской армии Александром Леонтьевичем Гиренковым. Одновременно с нею в Верхнем Яраге появился Кюринский суд во главе с кадием (председателем) Исмаил-эфенди, сыном Магомеда Ярагского.

    Функционирование органов управления Кюрой в Верхнем Яраге продолжалось до начала 1865 года, когда формально упразднили Кюринское ханство, учредив вместе него Кюринский округ, и когда органы его управления были перемещены из Верхнего Ярага в Касумкент.

    В 1868 году произошло очередное значимое событие в жизни Верхнего Ярага. Связано оно было с завершением строительства мечети в селе Магарам-Кент, которое велось при финансовом участии кадия Кюринского округа Исмаил-эфенди. Естественно, магарамкентцами он был приглашён на церемонию открытия новой мечети. После её открытия присутствующие заявили кадию, что они в знак благодарности готовы исполнить любое его желание. Тогда Исмаил-эфенди попросил магарамкентцев больше не трогать земли, расположенные восточнее их села, где находились покрытие лесами охотничьи угодья Юсуф-хана, к тому времени являвшегося царским генералом в отставке и жившего в Дербенте. Свою просьбу он объяснил желанием обратиться к хану, чтобы он подарил эти земли ярагскому сельскому обществу, которому не хватало земель для сельскохозяйственных нужд. В этих местах магарамкентцы беспорядочно изготавливали дрова, часто устраивали пожары и на освободившихся от леса участках земли самовольно выращивали сельскохозяйственные культуры.

    Магарамкентцы дали слово кадию больше не трогать ханские охотничьи угодья, после чего он обратился к бывшему правителю Кюры с просьбой подарить эти угодья ярагскому сельскому обществу. Юсуф-хан удовлетворил просьбу Исмаил-эфенди, так у ярагцев на левом берегу Самура, восточнее Магарамкента появились свои общинные земли.

    Началось их освоение ярагцами: леса вырубались, на их месте возникали пашни и сады. На новом месте строились землянки, в которых ярагцы жили во время сельскохозяйственных работ. Все это происходило с весны по осень. Осенью, собрав урожай, ярагцы возвращались в село Верхний Яраг.

    По состоянию на 10(22) июля 1886 года в селе Верхний Яраг имелось 162 хозяйства, в нём проживало 751 человек. Новые земли, полученные сельским обществом от Юсуф-хана, в тот момент ещё не считались местом нового поселения.

    Вместе с другими регионами России, общинная форма пользования землей в Дагестане постепенно упразднялась. Общинные земли распадались на частные владения, это происходило и с новыми землями села Верхний Яраг, подаренными бывшим ханом сельскому обществу. В связи с этим некоторые ярагцы, приобретшие земельные участки на новом месте, перестали на зиму перебираться с берега Самура в Верхний Яраг, на месте своих землянок, которые назывались «Ярагские землянки» (по-лезгински – «Ярагъ къазмаяр»), строя капитальные дома. Так в конце XIX века на берегу Самура появился отселок Верхнего Ярага, за которым закрепилось название Яраг-Казмаляр. И образовался этот отселок на месте сельского стадиона современного Яраг-Казмаляра, южнее новой средней школы села, на правом берегу канала, протекающего мимо этой школы.

    В конце XIX века этот отселок под названием Яраг-Казмаляр уже имел отдельный от Верхнего Ярага статус поселения. Перед Октябрьской революцией это поселение согласно «Кавказскому календарю на 1917 год» относилось к Гильярскому сельскому обществу Гюнейского участка Кюринского округа Дагестанской области, к которому, помимо Яраг-Казмаляра, относились ещё 11 сёл, а Верхний Яраг вместе с Нижним Ярагом, наряду с ещё 16 сёлами, входили в состав Касум-Кентского сельского общества того же Гюнейского участка.

    После Гражданской войны административное деление горного края опять претерпело изменения. По состоянию на 17 декабря 1926 года село Яраг-Казмаляр относилось к Магарам-Кентскому сельсовету, в нём было 71 хозяйство и проживало 390 человек. В это же время в селе Верхний Яраг было 95 хозяйств и проживало 449 человек, а само село вместе с Нижним Ярагом и ещё тремя сёлами входили в состав сельского совета, который в официальных документах на русском языке назывался Юхари-Ярагским сельским советом.

    В 20-х годах XX века река Самур начала наступать на сельскохозяйственные угодья села Яраг-Казмаляр, расположенные между селом и рекой, вскоре она подкралась непосредственно к селу. Во избежание катастрофы сельские жители решили село перенести на возвышенность, расположенную севернее села. Так село Яраг-Казмаляр в середине 20-х годов XX века обосновалось на новом месте, на котором ныне продолжает находиться, а старое место села в районе нынешнего сельского стадиона среди ярагцев получило наименование «Нижнее село» (по-лезгински «Агъа хуьр»).

    В связи с объявленной Советской властью курсом на ликвидацию безграмотности в 1928 году в селе Яраг-Казмаляр была создана школа с преподаванием на лезгинском языке. Школа была размещена в коровнике 1918 года постройки одного ярагского зажиточного крестьянина, в которой она просуществовала до начала XXI века.

    В том же 1928 году в селе Яраг-Казмаляр была создана сельскохозяйственная артель «Бахар» (по-лезгински «Багьар» (весна, возрождение)), на базе которой в 1931 году возник колхоз имени КИМа (Коммунистический Интернационал Молодежи). В селе размещалась МТС (машинно-тракторная станция) и была построена малая ГЭС, которая находилась вблизи родника, расположенного восточнее места нахождения нынешней новой ярагказмалярской школы.

    Колхоз имени КИМа функционировал в селе до хрущевских экспериментов с сельским хозяйством в конце 50-х годов XX века, во время которых он был преобразован в совхоз «Красная звезда».

    Что же касается села Юхари Яраг, то в нём в 1928 году была организована 6-летняя школа с преподаванием на лезгинском языке. Она была открыта в канцелярии Юсуф-хана, в ней же в 30-х годах функционировал детский дом для сирот Южного Дагестана.

    После Октябрьской революции в селе Верхний Яраг появились несколько сельскохозяйственных артелей, которые стали основой колхоза имени Николая Баумана. Этот колхоз существовал до начала 60-х годов XX века.

    В конце 50-х годов тогдашний руководитель Советской страны Н.С. Хрущёв заявил о ликвидации «неперспективных деревень», в число которых попали и села Верхний Яраг и Нижний Яраг. В 1958-1964 годах жители Верхнего Яраги были переселены в село Яраг-Казмаляр, а жители Нижнего Ярага – в села Целегюн и Яраг-Казмаляр. Так, после 50-60 лет отдельного проживания в двух различных сёлах ярагцы вновь сошлись и стали жить в одном селе под названием Яраг-Казмаляр. Такое укрупнение села Яраг-Казмаляр привело к появлению в нём во второй половине 60-х годов средней школы.

    После такого объединения двух сёл земли Верхнего Ярага были переданы совхозу «Красная звезда», который в середине 60-х годов был преобразован во 2-е отделение совхоза «Магарамкентский». И лишь в 1984 году это отделение вновь было преобразовано в отдельный совхоз «Красная звезда».

    В это время – в 70-80-х годах 20 века – в ходу было ещё одно название села Яраг-Казмаляр, особенно у магарамкентцев. Они село ярагцев окрестили названием «Аран», что на лезгинском означает «низменность». Вокруг села Яраг-Казмаляр было много родников, от которых ныне проведены водопроводы для снабжения водой других, нижерасположенных сёл, и было много искусственных озер. В этих родниках и водоемах очень любило купаться мужское население ярагцев, из-за чего магарамкентцы называли жителей Яраг-Казмаляра «къене къиб авай аранар» (аранцы с лягушкой внутри).

    Само село Яраг-Казмаляр и дальше расширялось. Из Рутульского района в 1978 году сюда были переселены жители села Иче.

    В административном плане село Яраг-Казмаляр долгое время продолжало находиться в ведении Магарамкентского сельского совета, пока в 1982 году в самом Яраг-Казмаляре не был учреждён самостоятельный сельский совет.

    В настоящее время основу жителей села Яраг-Казмаляр составляют выходцы из села Верхний Яраг и их потомки. Наряду с ними в селе живут потомки выходцев из сёл Нижний Яраг, Иче, Гапцах, Целегюн, Ичин, Куруш и т.д. Смею утверждать, что все они чувствуют свою принадлежность к единой общности людей под именем «ярагцы».

    ***

    Н.А.Абдулгамидов

    МФТИ, г.Долгопрудный

    16.12.2024

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике